Хорошо отлаженный порядок социальной жизни

Общество как сложная динамичная система

«Создает человека природа, но развивает и образует eгo общество » .
В. Т. Белинский (1811-1848), русский литературный критик

Общество как сложная динамичная система

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный xaрактер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в кoтoрые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но гocyдарство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, oднoвременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество — это сложная система систем, cвoeгo рода суперсистема.

Вo-втopыx, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических ycтройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и мнoгoe другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей дeятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном измeнeнии. Темпы и масштабы этих изменений мoгyт быть различными; в истории человечества известны периоды, кoгда сложившийся порядок жизни не менялся в своих ocнoвах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные кaчественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями « изменение», « развитие », « прогресс » , «peгpecc», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь мecтом человека в системе иерархических отношений, eгo принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был oгромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой кaчеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия вxoдящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для cвoeгo существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих eгo частей. Как opгaны человека не мoгут существовать вне цeлостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых.
Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме тoгo, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, peгyлирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. — 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

потребность в воспроизводстве рода;
потребность в безопасности и социальном порядке;
потребность в средствах существования;
потребность в получении знаний, социализации
подрастающего поколения, подготовке кадров;
— потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь,потребовали необходимой организации, упорядочения, coздания определенных учреждений и иных структур, выpaботки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

институт семьи и брака;
— политические институты, особенно государство;
— экономические институты, в первую очередь производство;
— институты образования, науки и культуры;
— институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие мacсы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт — это, прежде вceгo, coвoкупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплен системой правовых и нpaвственных норм, традиций и обычаев, регулирующих cooтветствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Еще одна характерная черта социального института — наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные oтнoшения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными — институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативногo характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца ХХ в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, cooтвeтствующих законах.

Таким же образом происходил а институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Oтсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, новoгo coдержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чем заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Общество — сверхсложная система, и, для тoгo чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нем, которые дает курс обществознания.

2 Понять общество можно лишь при условии выявлений eгo качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей; совокупность социальных нститутов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3 В реальной жизни вам придется взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы cдeлать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4 в последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на нeгo, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

Из работы COвpeмeннoгo американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

. Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу cвoeгo существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над тeppиторией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1. Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
2. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.
3. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?
2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
3. В чем заключается главное качество общества как целостной системы?
4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
5. Что такое социальный институт?
6. Oxapaктeризуйте главные социальные институты.
7. Каковы основные черты социального института?
8. В чем значение институциализации?

1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «. общество существует и функционирует в многообразных формах. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2009.

Обществознание скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по обществознанию для 10 класса онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник:
Общество как сложная динамичная система
«Создает человека природа, но развивает и образует eгo общество » . В. Т. Белинский (1811-1848), русский литературный критик Общество как сложная динамичная система ОСОБЕННОСТИ
http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0

Основные институты общества

1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;
2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные;
3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знание, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное
(база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действительности).
Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581—1626): «Знание — сила», т. е. во всех видах деятельности человеку необходимы знания об окружающем его мире.
3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

• свобода высказывания мнений; +

• свобода мысли и свобода выбора; +

• равенство людей перед законом; +

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; +

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

Источник:
Основные институты общества
1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль; 2) способа закрепления — понятийные, символические, художественно-образные; 3) степени научности — научные (обобщенное
http://studopedia.ru/9_120065_osnovnie-instituti-obshchestva.html

Ответы на билеты 2

ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение

Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

1. Важнейшими элементами общества являются социалъные институты (лат. — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения.

К фундаментальным институтам общества отно сят семью, школу, производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность:

1) в воспроизводстве рода;

2) в безопасности и социальном порядке;

3) в средствах существования;

4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) в решении духовных цроблем, поиске смысла жизни.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.

Характерными чертами социальных институтов являются:

1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятелыюсти удовлетворение определенной значимой для общества потребности;

2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля;

5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятелыюсть данного института и осуществлять контроль за ней.

Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные.

Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица.

Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей.

2. Познание можно определить как процесс деятелыюсти человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, в широком — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией

Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от:

1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль;

2) способа закрепления — понятийные, символические, художественнообразные;

3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знанйе, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематиче-ское знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действителыюети).

Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581_1626): «Знание — сила».

К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:

1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;

2) право меныпинства на оппозицию, при подчинении решениям большинства;

3) политический плюрализм;

4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;

5) выборность основных органов государственной власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем.

1. Многовариантность общественного развития.

2. Понятие истины, ее критерии.

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

1. Совершенно очевидно, что исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовариантен. В общественном развитии взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных интересами, ожиданиями и волей множества людей и их объединений. С одной стороны, исторические события, цепь которых и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Т.о., в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива.

Исторической алыпернативой является такая историческая ситуация, которая характеризуется борьбой общественных сил за реализацию существенно отличных возможностей общественного развития.

Однако сам факт признания альтернативного характера развития многих исторических явлений не нарушает закономерности этого развития потому, что при ведущей роли субъективного фактора в складывании и разрешении альтернатив действие данного фактора ограничено объективными условиями. Альтернатива — это выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора. Но возникновение разных возможностей является объективным процессом.

Условиями реализации исторической альтернативы являются: 1) наличие в действительности (а не в воображении субъектов исторического процесса или его исследователей) существенно различных возможностей (тенденций) последующего развития; 2) существование общественных сил, ведущих борьбу за реализацию этих возможностей.

Ярким примером альтернативной ситуации, имевшей судьбоносное значение для нашей страны, являются события 1917 г., когда различные общественные силы вели борьбу за реализацию существенно отличных друг от друга вариантов дальнейшего развития.

2. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятпия «истпина». Классическим считается определение, согласно которому истина естьсоответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым является следующее определение: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объекгпивная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Субъекгпивная стпорона истины указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и относительную. Абсолютпной истпиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

В большинстве случаев мы имеем дело с отпноситпелъной истпиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (по-вседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

б) предметночувственный характер;

в) преобразование окружающей действительности.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее оенове формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.

Помимо практики, существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

1. Понятие общественного прогресса.

2. Политический процесс.

3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественяой жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций

1. Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркие свидетельства экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями» урбанизации. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социалыюго прогресса — революция и реформа.

Революция — это полное, или комплексное, изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

2. Слово «политика» (греч. роНШса) означает «госу-дарственные дела», «искусство управления государством».

Политика существовала не всегда. Причинами ее возникновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные определения понятия «политика».

1. Политика— это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отно-шения между государствами на международной арене.

Источник:
Ответы на билеты 2
ответы на билеты 2. Билет 1 Глобальные проблемы современности и пути их решения. Духовный мир личности. Мировоззрение Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать? 1.
http://topuch.ru/bilet-1-globalenie-problemi-sovremennosti-i-puti-ih-resheniya/index3.html

Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Тесты по обществознанию по теме — Общество — 10 класс

Тест по обществознанию (10 класс) на тему:
Тесты по обществознанию по теме «Общество» 10 класс

Материал содержит тестовые задания к каждому уроку темы. Их можно использовать на различных этапах урока и при подготовке учащихся к ГИА.

Тест 2. Общество как сложная динамичная система О — 10

  1. Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления или процессы в единое целое — это способность к

1. социализации 2. интеграции 3) эксплуатации 4) диверсификации

2. Процесс приспособления организма к окружающей среде называется

1.адаптацией 2.кооперацией 3.интеграцией 4. детерминизмом

3. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к

поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах

в течение длительного времени, называются

  1. цивилизацией 2) формацией 3) традицией 4) моралью

4. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется

1) институциализацией 2) кооперацией 3) консолидацией 4) деноминацией

5. Основным элементом общества является

1) государство 2) социальная группа 3)’ политическая система 4) человек

6. Поступательное развитие от низшего состояния к высшему
1) революция 2) регресс 3) парадигма 4) прогресс

7. Процесс постепенного изменения, развития называется
1) эволюцией 2) революцией 3) регрессом 4) адаптацией

8. Необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования, называется

  1. развитием 2) социализацией 3) адаптацией 4) регрессом

9. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение,скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием

  1. эволюция 2) революция 3) прогресс 4) регресс

10. Социалистической революцией, при которой произошел переход от капитализма к социализму, советская наука называла события

  1. января 1905 года 2) февраля 1917 года 3) октября 1917 года 4) сентября 1939 года

11. События 1989-1991 годов в Восточной Европе, в результате которых были ликвидированы политические режимы советского типа, получили название

  1. бархатных революций
  2. цветных революций
  3. национально-освободительных революций
  4. социалистических революций

12. Восстановление существовавшего ранее политического строя в научной литературе называется

  1. реставрацией 2) эмансипацией 3) революцией 4) регрессом

13. Укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо
обществе действие

  1. обычай 2) право 3) институт 4) привычка

14.Небольшая группа людей, связанных узами брака или кровного родства, общностью быта,

интересов, взаимной помощью и ответственностью, называется

  1. компанией 2) коллективом 3) семьей 4) браком

15. Хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности называется

  1. социализацией 2) адаптацией 3) институциональным взаимодействием
  2. социальным консенсусом
  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».

Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Вставьте пропущенное понятие: «Исторически сложившиеся устойчивые формы

организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями

и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества,

Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды

человеческой деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. игра 4) общение
  2. воспитание 5) учение
  3. труд 6) мышление Ответ:

3. -Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам

общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. семья 4) банки
  2. государство 5) профессиональные союзы
  3. партии 6) церковь
  1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер).
  2. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Л. Берне).
  3. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «Социальная сфера» для учащихся 10 класса. 1, 2 варианты.

Презентация с тестами по теме «Политическая сфера» удобна для проведения работы на уроке обществознания.

Проверочный тест по теме Политическая деятельность 10 класс обществознание.

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности. Их можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к ГИА.

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности Их можно использовать на разных этапах урока и при подготовке учащихся к ГИА.

Тесты по обществознанию — 6 класс, учебник под редакцией Боголюбова, параграфы 1-10.

Материал может быть использован для итоговой аттестации учащихся по предмету.

Источник:
Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Тесты по обществознанию по теме — Общество — 10 класс
Материал содержит тестовые задания к каждому уроку темы. Их можно использовать на различных этапах урока и при подготовке учащихся к ГИА.
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/07/12/testy-po-obshchestvoznaniyu-po-teme-obshchestvo-10-klass

Тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система 10 класс

Тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система 10 класс

Тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система для учащихся 10 класса. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Общество. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 4 вопроса, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления или процессы в единое целое — это способность к

1) социализации
2) интеграции
3) эксплуатации
4) диверсификации

2. Процесс приспособления организма к окружающей среде называется

1) адаптацией
2) кооперацией
3) интеграцией
4) детерминизмом

3. Элементы социального и культурного наследия, передаю­щиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опре­деленных обществах, классах и социальных группах в тече­ние длительного времени, называются

1) цивилизацией
2) формацией
3) традицией
4) моралью

4. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется

1) институциализацией
2) кооперацией
3) консолидацией
4) деноминацией

5. Основным элементом общества является

1) государство
2) социальная группа
3) политическая система
4) человек

6. Поступательное развитие от низшего состояния к высшему

1) революция
2) регресс
3) парадигма
4) прогресс

7. Процесс постепенного изменения, развития называется

1) эволюцией
2) революцией
3) регрессом
4) адаптацией

8. Необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствова­ния, называется

1) развитием
2) социализацией
3) адаптацией
4) регрессом

9. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыду­щим состоянием

1) эволюция
2) революция
3) прогресс
4) регресс

10. Социалистической революцией, при которой произошел переход от капитализма к социализму, советская наука назы­вала события

1) января 1905 года
2) февраля 191 7 года
3) октября 1917 года
4) сентября 1939 года

11. События 1989-1991 годов в Восточной Европе, в результате которых были ликвидированы политические режимы со­ветского типа, получили название

1) бархатных революций
2) цветных революций
3) национально-освободительных революций
4) социалистических революций

12. Восстановление существовавшего ранее строя политического строя в научной литературе называется

1) реставрацией
2) эмансипацией
3) революцией
4) регрессом

13. Укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие

1) обычай
2) право
3) институт
4) привычка

14. Небольшая группа людей, связанных узами брака или кровного родства, общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью, называется

1) компанией
2) коллективом
3) семьей
4) браком

15. Хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основ­ных сферах жизнедеятельности называется

1) социализацией
2) адаптацией
3) институциональным взаимодействием
4) социальным консенсусом

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением од­ного, характеризуют понятие социальные нормы. Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Вставьте пропущенное понятие: «Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, ре­гулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются __________».

3. Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности. Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) игра
2) воспитание
3) труд
4) общение
5) учение
6) мышление

4. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) семья
2) государство
3) партии
4) банки
5) профессиональные союзы
6) церковь

Часть 3 (темы эссе)

1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер).

2. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Л. Берне).

3. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Ответы на тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система
Часть 1
1-2, 2-1, 3-3, 4-1, 5-4, 6-4, 7-1, 8-1, 9-2, 10-3, 11-1, 12-1, 13-1, 14-3, 15-3.
Часть 2
1-социум
2-социальными институтами
3-1345
4-235

Источник:
Тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система 10 класс
Тест по обществознанию Общество как сложная динамичная система с ответами для учащихся 10 класса. Тест состоит из 3 частей.
http://testschool.ru/2017/07/27/test-po-obshhestvoznaniyu-obshhestvo-kak-slozhnaya-dinamichnaya-sistema-10-klass/

Хорошо отлаженный порядок социальной жизни

Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления или процессы в единое целое — это способность в.

Процесс приспособления организма к окружающей среде называется.

Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени, называются.

Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется .

Основным элементом общества является .

Поступательное развитие от низшего к высшему состоянию называется .

Процесс постепенного изменения, развития называется .

Необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования, называется .

Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием, называется .

Социалистической революцией, при которой произошёл переход от капитализма к социализму, советская наука назвала события .

События 1989-1991 годов в Восточной Европе, в результате которых были ликвидированы политические режимы советского типа, получили название .

Восстановление ранее существующего политического строя в научной литературе называется .

Укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие, называется .

Небольшая группа людей, связанных узами брака или кровного родства, общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью, называется .

Хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности, называется .

Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию «социальные нормы». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности.

Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к институтам политической сферы общества.

Найдите в приведенном ниже списке, главные социальные институты общества.

Сопоставьте общественные потребности со сферами общественной жизни.

Источник:
Хорошо отлаженный порядок социальной жизни
Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления или процессы в единое целое — это способность в. Процесс приспособления организма к окружающей среде
http://onlinetetradka.ru/ecsbornik/show/10794

COMMENTS